Художественный смысл как проблема искусствознания и философии искусства

  • 29.12.2014

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Третья международная научная конференция «Музыка — философия — культура»

Художественный смысл как проблема искусствознания и философии искусства

К 240-летию Ф. В. Й. Шеллинга

Мы только теперь можем твердо установить высший смысл ритма, гармонии и мелодии. Они оказываются первыми чистейшими формами движения в универсуме и, созерцаемые в своей реальности, суть для материальных вещей способ уподобления идеям. Небесные тела парят на крыльях гармонии и ритма; то, что назвали центростремительной и центробежной силой, есть не что иное, как второе — ритм, первое — гармония. Музыка, поднявшаяся на тех же самых крыльях, парит в пространстве, чтобы соткать из прозрачного тела звуков и тонов слышимый универсум.

                                                                         (Ф. В. Й. Шеллинг, «Философия искусства» 1802–1805 гг.)

В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Коломб в XV: он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания, — его душу! Как Христофор Коломб, он нашел не то, что искал; как Христофор Коломб, возбудил надежды неисполнимые. Но, как Христофор Коломб, он дал новое направление деятельности человека!

                                                                         (Кн. В. Ф. Одоевский, «Русские ночи» 1843 г.)

 

Время проведения конференции: 9–11 апреля 2015 г.

Заявки на участие в конференции необходимо прислать до 1 марта 2015 г. по адресам: muz-fil-isk@mail.ru; rovenko-lena@mail.ru по стандартной схеме: ФИО, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, тема выступления, тезисы выступления (до 1 стр.).

Организаторы конференции предлагают ее участникам вместе поразмышлять в широком диапазоне тем и вопросов, который задан не только памятной датой (философия искусства Шеллинга и романтизма вообще, место искусства среди иных форм человеческой деятельности, традиция русского шеллингианства от начала до ХХ века, романтизм и символизм и пр.), но и проблематикой эстетики как таковой, в ее классическую эпоху и эпоху постклассическую, спецификой существования искусства и рефлексии о нем — от истоков до сегодняшнего дня.

Такими темами могут стать:
- художественный смысл и его интерпретация;
- музыкальный смысл и языки искусства;
- материал, техника композиции и художественный смысл;
- пространство и время как смыслообразующие факторы;
- художественный смысл и интертекст.